Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детский сад № 87
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №87 с.
Покровское для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее —Программа) разработана в соответствии с Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся в ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1022 и Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного Образования,
утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 года №1155 (далее — Стандарт).
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля
2020 года № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологических требований к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30 июня 2020г. № 16 «Об утверждении
эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года
№ 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, требований, установленных федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования»;
- Комментариями к ФГОС дошкольного образования.
Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249.
5
Программа является документом, в соответствии с которым МБДОУ
детский сад №87 (далее – ДОО), осуществляет образовательную деятельность
по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – АОП ДО) для обучающихся
раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
(далее — OB3):
• AОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее — THP).
Особенности АОП ДО: зачисление на обучение по АОП ДО
осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных
представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК.
Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры),
разработанных ДОО AOП ДО для обучающихся раннего и дошкольного
возраста с OB3, должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов Программы.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела — целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые
результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и
подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в
виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и
средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной
среды:
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
• характер взаимодействия со педагогическим работником;
• характер взаимодействия с другими детьми;
• система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
• содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей
работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в
различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
6
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником
и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а
также такими видами активности ребенка, как:
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице);
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал;
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах);
• двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционноразвивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся
с OB3 в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью ФАОП ДО обучающихся с OB3 в
условиях дошкольных образовательных групп общеразвивающей
направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного
потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и
дошкольного возраста с OB3, удовлетворение которых открывает возможность
общего образования.
4. Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с OB3 в условиях
дошкольных образовательных групп общеразвивающей направленности.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с THP,
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,
календарный план воспитательной работы с перечнем основных
государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане
воспитательной работы ДОО.
Объем обязательной части основной образовательной программы
должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной
7
образовательной программы, формируемой участниками образовательных
отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.
Программа также содержит рекомендации по развивающему
оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической
диагностики развития обучающихся, а также качества реализации Программы.
Система оценивания качества реализации Программы, направлена в первую
очередь на оценивание созданных ДОО условий внутри образовательного
процесса.