Световой стол в игровом пространстве ребенка в ДОУ

24.08.2023

Одним из результатов дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является развитие воображения ребенка, которое «реализуется в различных видах деятельности». Песок является доступным и распространенным материалом, с помощью которого могут быть организованы различные режимные моменты. Хотя искусство песочного рисования очень молодое, однако, художественное, медитативное, целительное и религиозное общение человека с песком уходит корнями в древность. Так тибетские монахи создают уникальные мандалы из мраморной крошки. Индейцы Навахо для создания мандал используют красный песок, желтую охру, муку, измельченные гипс и уголь, пыльцу, растертые лепестки цветов и кору. Возможности использования песка в качестве терапии изначально рассматривали в психотерапии (например, Карл Густав Юнг).

Для детей до 5 лет занятия проводятся в пределах 10 минут. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие. В процессе рисования происходит общение между детьми и воспитателем. Формируется умение работать в группах, решать проблемные ситуации, высказывать свое мнение, анализировать происходящие.

 Познавательное развитие может быть рассмотрено в нескольких аспектах. Во-первых, происходит закрепление полученных знаний, когда ребенок может изобразить определенный объект, учитывая пропорции, форму. Во-вторых, закрепляются представления о свойствах объектов окружающего мира. В-третьих, развивается воображение и творческая активность.

Речевое развитие. В процессе взаимодействия с детьми и воспитателем происходит обогащение активного словаря, развивается связная речь, формируются навыки ситуационного общения. Обогащается тематический словарь.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование песком на световом столе — один из видов искусства, следовательно, во время занятий происходит формирование представлении о видах искусства, стимулируется творческая инициатива, развивается воображение.

Физическое развитие. Возможны варианты проведения физкультминуток, пальчиковых гимнастик. Сама работа с песком способствует сохранению и укреплению психического и физического здоровья ребенка. Рисование песком предполагает как индивидуальную, так и групповую работу, в контексте которой происходит коммуникативное развитие. Метод также может быть реализован для детей и родителей. Основными средствами метода выступают световой стол и песок. Стол может быть изготовлен самостоятельно, любой формы и размера. Главное требование — безопасность. Песок, чаще всего, используется кварцевый. Допускается и широко применяется использование цветного песка. Важным является и определение температуры песка. Как правило, теплый (нагретый) песок стимулирует тактильное восприятие ребенка, делает его более раскованным, решительным. Такой песок отлично подойдет для замкнутых, малообщительных детей. Холодный песок эффективно стимулирует сосредоточенную работу, размеренную, что необходимо гиперактивным легко возбудимым детям. Занятия проводится в затемненной комнате, может использоваться музыкальное сопровождение, поддерживающее настроение заданной темы.

Когда включается свет в песочнице, то дети чувствуют, что попали в волшебную страну и вместе с воспитателем начинают путешествовать по новому для себя миру. Педагог ненавязчиво сообщает малышам нормы и правила поведения в группе, естественным путем может обучать способам эмоциональной разрядки, а сам контакт с песком способствует релаксации и снижению тревожности.

После того, как малыш сделает специальные упражнения в песочнице для релаксации, его глазки начнут радостно блестеть, воспитатель может предложить ребенку выполнить интересные задания, которые направлены на развитие мелкой моторики и воображения. Очень важно, чтобы педагог обязательно давал малышу время для самостоятельной игры с песком, а затем предлагал выполнить какое – либо интересное задание. Для занятий в песочнице можно использовать различные атрибуты: кисточки, трафареты, разноцветные камушки и др. Музыка для релаксации очень важна на данных занятиях. Желательно, чтобы она звучала постоянно во время рисования песком.Хочу такой сайт

Детям младшей группы достаточно постоять около песочницы, погладить песок, пересыпать из-руки в руку, провести несколько линий по световому столу и у них улучшается эмоциональное состояние, они как бы «отключаются» от происходящей суеты и готовы рисовать незатейливые узоры, простаивая у волшебной песочницы долгое время.

Занятия с элементами песочной терапии направлены на сохранение и укрепление психического здоровья детей, формирование эмоционального равновесия, повышение личностного потенциала ребенка. Это прекрасная среда для глубокого понимания внутреннего мира воспитанника, развития его мышления, речи, а также установления доверительных отношений с детьми и взрослыми.

Дети включаются в игру эмоционально, психически, физически. Создаются благоприятные условия для проявления концентрации внимания, любознательности, увлеченности, релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Воспитанники младшей группы очень любят заниматься песочным творчеством и с нетерпением ждут следующего сеанса. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.09.2023

Дата обновления: 17.09.2023

Дата публикации: 24.08.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».