Советы специалистов

01.01.2017

 Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка? Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет).

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

Проявления:

• всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и действий, а, следовательно, у него появляется много целей)

• появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.

• усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых) Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от конкретной ситуации). В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания. Что могут сделать родители?

• давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)

• создавая запреты, не делайте их слишком много

• старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы - взрослый человек) - ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отношения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми.Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

Проявления:Хочу такой сайт

• Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

• Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

• Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

• Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важные только собственные желания и потребности.

• Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.

• Обесценивание - ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Что могут сделать родители?

• обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)

• ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)

• попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны. - будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.

• запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными

• проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.

• если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как «правильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточно).

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности. Особенности переживания ребенка в этот период – переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению).

Проявления:

• Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.

• Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.

• Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

• Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.

• "Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.

• Внешний вид - внимание к собственной внешности. Споры об одежде.

• Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

Что могут сделать родители:

• предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его

• если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его

• предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха - отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)

• будьте последовательны в своих требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования - соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)

• подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Детский сад - это важный этап в жизни ребенка. В дошкольном детстве ребёнок учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками. Пропускать этот этап крайне нежелательно, ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе. Ваш ребёнок в этом году впервые идёт в детский сад. Постарайтесь, чтобы с вашей стороны не было никакого давления. Заранее поговорите с ребёнком о том, что в скором времени он будет ходить в детский сад. Ребёнку можно представить это как продвижение вперёд: «Ты уже большой и скоро пойдёшь в детский сад, у тебя появятся друзья, воспитатель научит вас рисовать, лепить, делать разные поделки, расскажет много интересного». Также можно представить детский сад как место, где все играют: «Ты найдешь там новые игрушки, книги, будешь смотреть спектакли». Одной, пожалуй, из самых распространенных проблем при посещении детского сада является утренний плач ребёнка при расставании с родителями. Поэтому, уважаемые родители, старайтесь не затягивать расставание, дразня ребёнка своим присутствием. Если у вас есть хоть малейшее внутреннее колебание, — ваш малыш его тут же заметит и попробует воспользоваться этим, тогда уйти вам будет еще труднее. Главное, уходя из детского сада под отчаянные вопли собственного ребенка, не считайте себя чудовищем. В подавляющем большинстве случаев плач — это реакция малыша на потерю власти над вами. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода ребёнок включается в игру. Если же по прошествии двух недель ребенок по-прежнему плачет при прощании, обсудите с воспитателем дальнейшую линию поведения. Возможно, он еще не готов к детскому саду. Хотя вполне возможно, что это вы своей тревожностью затрудняете его адаптацию к детскому саду. В таком случае отводить и забирать ребёнка из детского сада может отец, до тех пор, пока малыш не привыкнет. Одним из способов преодоления проблемы утреннего плача может быть создание ритуала прощания. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет легче отпустить вас. Ну и, конечно, не забудьте похвалить его, когда ваши расставания начнут проходить спокойно. Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он плохо обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. Появление у ребенка желания пригласить к себе нового товарища по детскому саду свидетельствует о том, что для него больше не существует резкой границы между жизнью дома и в детском саду, отныне одна является продолжением другой. Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитателем. Она наверняка расскажет вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома, и здесь воспитатель поможет вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы. Со своей стороны вы, беседуя с ней, можете помочь ей лучше понять реакции ее маленького воспитанника. По дороге домой расспросите ребенка, что у него было хорошего (или плохого) за день? Чем он занимался в группе? Что нового узнал? Отдав ребенка в детский сад, вы, безусловно, стали проводить с ним меньше времени вместе. Но ведь дело не в количестве часов, а в качестве ваших отношений. Они станут более теплыми, если вам будет что сказать друг другу.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».