Дидактические пособия для формирования математических представлений детей дошкольного возраста Составитель: воспитатель МБДОУ №87, Жакова М.А.

07.09.2024

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дошкольники сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью. Именно математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как геометрические фигуры и формы предмета. Отсюда очевидно, что содержание образовательного процесса в ДОО должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

В настоящее время в системе дошкольного образования существует обширная методологическая база, включающая апробированные приемы, методы и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Поскольку ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра, то основным средством формирования элементарных математических представлений традиционно являются дидактические игры.

Для формирования элементарных математических представлений детей мной были созданы различные виды дидактических пособий.

 Комплексным дидактическим пособием является «Математический кейс».

Данное пособие включает дидактические материалы по всем разделам математического образования дошкольников.

Цель «Математического кейса»:

1. Знакомство детей с количеством и счетом в пределах определенных множеств.       

2. Закрепление представлений о количестве, счете, цифре, величине и форме предметов.

3. Развитие когнитивных процессов, мыслительных операций.

4. Формирование и развитие мелкой моторики.

Рассмотрим содержание «Математического кейса» более подробно.

1.  Прищепки и примеры с прищепками.

Мышление детей дошкольного возраста преимущественно является наглядно образным, вследствие чего им достаточно сложно воспринимать абстрактные математические понятия. Для решения задач математического развития могут быть с успехом применен потенциал игр с прищепками. Считая прищепки, дети учатся навыкам порядкового и количественного счета, счету в прямом и обратном порядке. Также может быть использовано такое задание как правильное расположение прищепок с прикрепленными на них цифрами в зависимости от предложенного знака неравенства. Таким образом, в младшем возрасте дети учатся считать с опорой на наглядность (прищепки) в пределах определенного множества, в более старшем возрасте дети оперируют прищепками, выполняя простые арифметические задачи на сложение и вычитание, сравнение простейших множеств с использованием слов «больше на»,«меньше на».

Также можно использовать прищепки в работе по формированию у ребенка понятия о цифре и соотносимом с ней количестве. Для этого можно предложить ребенку  прикрепить на наше «солнышко» то количество прищепок, которое соответствует определенной цифре.

2. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек.

Использование палочек в математическом развитии дошкольников также связано с преобладанием у них наглядно-образного мышления. Дети познают математические свойства и отношения более успешно и продуктивно, если у них есть опора на наглядный материал.

В своей работе мной  используются следующие задания на развитие математических представлений дошкольников посредством палочек Кюизенера:

- давайте построим из палочек пирамидку (домик, горку) и выясним, какая палочка в самом низу, какая вверху, какая между синейи желтой, под синей, над красной, какая палочка ниже: розовая или синяя;

- возьми несколько палочек в руку; посчитай, сколько палочек у тебя в руке; посчитай в обратном порядке;Хочу такой сайт

- из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа);

- какую палочку нужно добавить к белой счетной палочке, чтобы она стала такой же длины, как красная?Хочу такой сайт

- один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд, который длиннее первого на 1 вагон;

- составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек.

3. «Числовые домики». Работа с данными домиками у детей направлена на обучение и закрепление у детей состава числа. В данном пособии представлены домики, в окнах которых нужно разместить из каких чисел состоит определенное число.

4. Геометрические фигуры на основе блоков Дьенеша, способствуют закреплению цвета, формы, размера. В «Математическом кейсе, представлены схемы по которым можно в игровой форме изучать все свойства предметов.

5.  «Числовая гусеница». Игра направлена на закрепление навыков счета и развитие  умения соотносить количество и число, находить пропущенное, предыдущее, последующее число.

Таким образом, при использовании «Математического кейса» решается несколько задач:

-развитие мелкой моторики рук,

-формирование и развитие математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

- развитие когнитивных процессов;

- развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

 Пособие «Веселый счет с народными куколками».

Данное пособие мы создали вместе с детьми старшей группы из цветной пряжи и атласных лент. В ходе изготовления кукол у детей закрепляются элементарные математические представления из различных областей («Сравните ленты или цветную пряжу по длине», сколько отрезков шелковой ленты вы возьмете для изготовления куклы»). После того, как куклы были, они приступили к  работе в качестве полноценного дидактического материала.

В своей работе мной  используются следующие задания на развитие математических представлений дошкольников посредством использования народных кукол:

- отсчитай количество кукол в соответствии с заданной цифрой;

- расставь кукол по росту в порядке убывания (возрастания);

- если кукол было 10, двое пошли за водой, а трое пошли собирать ягоды. Сколько кукол осталось?

- куклы пришли на чаепитие, давай рассадим их за столом. Сколько кукол справа от зайца? Сколько кукол слева от мишки?

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.09.2024

Дата обновления: 07.09.2024

Дата публикации: 07.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».