Содержание
Содержание
Стр.
Раздел 1
Паспорт программы
3
Пояснительная записка
Актуальность
Анализ кадровых условий
4
4
5
Раздел 2
Цель и задачи
8
Механизмы реализации программы
Раздел 3
8
Система мероприятий
9
Мониторинг выполнения программы
11
2
Раздел 1
Паспорт программы профессионального развития педагогов
Наименование
программы
Программа профессионального развития педагогов Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№ 87 на 2021-2023 годы
Разработчик
программы
Заведующий Семенова А.Ю.
Старший воспитатель Волгина О.И.
Цель
программы
Создание
условий
для
обеспечения
непрерывного
профессионального развития педагогов и формирования
творчески
работающего
коллектива
педагоговединомышленников, обеспечивающих престиж ДОО
Создать
систему
непрерывного
профессионального
развития
педагогических
кадров
через использование
активных форм методической работы (сетевое взаимодействие,
семинары, открытые просмотры, повышение квалификации,
прохождение процедуры аттестации, участие в конкурсах
профессионального мастерства, наставничество);
Поддержка и поощрение педагогов, проявляющих активность в
поиске и освоении новых педагогических идей;
Обеспечить стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения
уровня квалификации педагогов, их профессионального развития;
Повысить уровень квалификации педагогов на основе оценки уровня
квалификации;
Совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров.
Задачи
программы
Сроки
реализации
Ожидаемые
результаты
2021-2023 годы
Увеличение доли педагогических работников, реализующих
инновационные педагогические технологии, авторские программы,
принимающих участие в профессиональных конкурсах разных
уровней.
Готовность педагогических работников к использованию ИКТ в
педагогическом процессе и повышения компетенций;
Повышение
уровня квалификации педагогов (по результатам оценки
уровня квалификации педагогов, контрольно-оценочной деятельности);
Удовлетворенность участников качеством организованных методических
мероприятий;
Успешное прохождение педагогами аттестации для повышения уровня
квалификации педагогов;
Качественная реализация ООП ДО (по результатам ВСОКО);
Повышение престижа образовательного учреждения через рост
квалификации педагогических кадров.
3
Механизм
реализации
программы
Система
организации
контроля
Разработка:
-диагностических карт профессионального мастерства педагогов;
анкетирования;
-индивидуального маршрута профессионального развития;
-рекомендаций по планированию, организации и проведению
образовательной работы с детьми;
-конспектов (технологических карт) мероприятий, проектов, методических
пособий; оформление портфолио педагога.
Текущий контроль: заведующий, старший воспитатель
\
Пояснительная записка
Программа профессионального развития педагогов Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада № 87 (далее - Программа)
является документом, который направлен на создание условий для личностного развития
педагогов, повышения квалификационного уровня, уровня профессиональной компетенции
и творческой инициативы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми
документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273Ф3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г.
№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от
18.10.2013 г.) Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)».
Актуальность
Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие
профессионально-подготовленных педагогических кадров. Введение ФГОС ДО,
профессионального стандарта педагога предъявляет особые требования к системе развития
кадрового потенциала в ДОУ. Профессиональная деятельность педагога требует
постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта,
повышения уровня своей компетенции. Знания интерактивных форм и методов обучения,
критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования,
диагностирования, умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также
особенности и эффективность применяемых технологий и собственной педагогической
4
деятельности. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное
профессионально-личностное качество, характеризующее способность педагога решать
профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в
реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием
знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Между тем следует признать, что большая часть инновационных направлений
дошкольного образования реализуется не всегда продуктивно и качественно, уровень
квалификации педагогов не позволяет качественно реализовать ООП ДО. Это выражается
в том, что по результатам контрольно-оценочной деятельности, выявлено, что не все
педагоги готовы к внедрению новых технологий; проявляют недостаточную активность в
профессиональном развитии.
Необходима систематическая работа с педагогами, направленная на повышение
профессиональной компетентности, профессионального роста.
В связи с этим, основной управленческой задачей стала разработка программы
профессионального развития кадров Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада №87 (далее Программа) направленной на
удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и внедрение
нестандартных форм по развитию у педагогов новых профессиональных качеств, а также
оптимизация существующей модели повышения профессионального мастерства педагогов
за счет ресурсов дошкольной организации.
Анализ кадровых условий МБДОУ№87
Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
способствует
совершенствованию и развитию образовательного процесса и влияет на уровень
образованности воспитанников.
год
высшая
2017
2021
0%
17%
Квалификация педагогов
первая
соответствие
занимаемой
должности
77%
8%
67%
8%
н/аттестован
15%
8%
За пять лет число педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию,
увеличилось на 17% за счет аттестации педагогов со первой категорией. Количество
педагогов, не имеющих квалификационной категории, уменьшилось на 7 %.
Образование педагогов
год
высшее
2017
2021
46%
75%
Среднее
специальное
54%
25%
5
среднее
0%
0%
В МБДОУ №87 работает сплоченный коллектив единомышленников, который
отличается профессионализмом, работоспособностью, стабильностью и энергичностью.
Детский сад на протяжении пяти лет укомплектован кадрами – на 100%, из них 100%
педагогов имеют педагогическое образование. На протяжении всего времени состав
педагогического коллектива остается стабильным, текучесть кадров практически
отсутствует, изменения происходят только по причине ухода педагогических работников в
отпуск по уходу за ребенком, т.к. средний возраст коллектива составляет в среднем 35 лет.
Благодаря планомерной и целенаправленной работе по повышению профессиональной
компетентности педагогов коллектив дошкольного учреждения проходил обучение на
протяжении 2017-2021гг., в том числе корпоративное. 100% педагогов прошли курсы
повышения квалификации на тему «Оказание первой помощи до оказания медицинской
помощи», 2020 г. Кроме этого, по программам: «Организация консультационнометодических центров (служб) поддержки родителей с детьми раннего дошкольного
возраста, не посещающих ДОО» (НТФ ИРО) , «Использование мультимедиа в ДОО» (НТФ
ИРО), «Образовательная робототехника» (НТФ ИРО), «Психолого-педагогические основы
организации безопасного поведения несовершеннолетних на дороге», «Современный
образовательный менеджмент. Вариативный модуль: Стратегические управление
образовательной организацией в условиях реализации ФГОС» (НТФ ИРО),
«Совершенствование деятельности педагогов физической культуры в соответствии с
современными требованиями» (УИПРК «21 век»); «ИКТ- компетентность педагога в
контексте ФГОС», Современные технологии профориентационной работы в ДОО в
условиях реализации ФГОС (НТГСПИ), «Основы конструирования и робототехники в
проектной деятельности обучающихся», «Разработка адаптированной образовательной
программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольной
образовательной организации» (НТФ ИРО), «Организация инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья» (УИПК «21 век»), «Взаимодействие
сотрудников дошкольной организации с родителями (лицами, их заменяющими) в рамках
реализации ФГОС ДО», «Педагогическая деятельность воспитателя с детьми-инвалидами
и детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации» (НТПК
№2), «Создание развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации
в соответствии с ФГОС ДО с использованием ДОТ», «Основы работы с интерактивной
доской», «Реализация ФГОС: актуальные вопросы дошкольного образования» (НТПК №1).
3 педагоги прошли обучение по программе профпереподготовки «Педагогическая
деятельность воспитателя».
Важной особенностью дошкольного учреждения является то, что педагоги
выстраивают систему саморазвития, исходя из рекомендаций трех уровней
(саморекомендации, рекомендации дошкольного образовательного учреждения,
рекомендации аттестационной комиссии) и из содержания проектной части на
межаттестационный период аналитического отчета. Это позволяет целенаправленно и
последовательно повышать свою педагогическую компетентность.
6
Раздел 2
Цель и задачи
Цель программы:
Создание условий для обеспечения профессионального роста мастерства педагогов,
способных осуществлять качественное дошкольное образование в условиях введения и
реализации ФГОС ДО и формирования творчески работающего коллектива педагогов.
Задачи программы:
1. Совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации педагогических
кадров МБДОУ №87;
2.Повышать мотивацию педагогов для активного внедрения инновационных технологий и
участия в конкурсном движении;
3 Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического
опыта и его распространения через участие в мероприятиях различного уровня;
4.Повысить качество методической помощи педагогам на основе выявленных
образовательных потребностей;
Механизмы реализации Программы
1. Диагностический этап:
Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнение ООП
ДО.
Уровень профессиональной компетентности педагогов, повышение их
квалификации, аттестации.
Разработка диагностических карт профессионального мастерства.
Проведение анкетирования, в результате которого выясняется, по каким
направлениям воспитатель хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем
заключаются трудности в профессиональной деятельности.
Практический результат. Разработка индивидуального маршрута личностного
развития педагога. Написание планов самообразования.
2. Практический этап.
В процессе практической деятельности происходит совершенствование
теоретических знаний и практических навыков; разнообразные формы позволяют
передавать опыт, знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и
развития дошкольников; система дополнительного образования предоставляет
реальные возможности для совершенствования профессионализма личности и
деятельности
Практический результат. Рекомендации по планированию, организации и
проведению образовательной работы с детьми. Конспекты мероприятий.
Разработка проектов, методических пособий.
3. Аналитический этап.
Основное содержание объективная оценка уровня профессионализма,
актуализация потенциальных способностей и активизация внутренних резервов
7
Раздел III
Система мероприятий
Мероприятие
Сроки
Создание перспективного плана повышения квалификации
педагогов на основе их профессиональных потребностей
Повышение квалификации на менее 1 раза в 3 года
Ответственные
Ежегодно
сентябрь
Старший
воспитатель
Оказание поддержки и создание мотивации при аттестации регулярно
педагогов
Старший
воспитатель
Анализ кадровой ситуации в системе МБДОУ №87 с целью ежегодно
прогнозирования потребности в педагогических кадрах на
последующие учебные годы, переподготовки педагогов в
соответствии с профстандартом, ротации кадров.
Заведующий ДОУ
Старший
воспитатель
Создание необходимых условий для включения педагогов
МБДОУ №87 в образовательное пространство;
образовательные интернет сайты; персональные
сайты педагогов и т.п.
В течении
всего периода
Заведующий,
старший
воспитатель ДОУ
Изучение качества предоставляемых услуг
(мониторинг уровня удовлетворенности потребителей
деятельностью ДОУ)
Май
Старший
воспитатель
Составление, корректировка и анализ
индивидуального плана профессионального развития
педагога и представление на итоговом педсовете
Организация разных форм обучения и переподготовка
педагогов (в том числе дистанционного) по
индивидуальным
программам
профессионального
развития (ИППР)
В течении
всего периода
Старший
воспитатель
В течении
всего периода
Старший
воспитатель ДОУ
Наставничество для методического сопровождения,
адаптации и становления молодых педагогов.
Проведение практикумов, направленных на усиление
коммуникативных возможностей педагогов
2021-2023
Развитие конкурсного движения:
-конкурсы в ДОУ
-дистанционные конкурсы
-профессиональные конкурсы
Совершенствование системы внутреннего контроля.
Организация проведения ВСОКО, оценки уровня
квалификации.
Создание условий для использования педагогами ИКТ в
образовательном процессе
2021-2023
Старший
воспитатель ДОУ
Старший
воспитатель,
педагог-психолог,
Старший
воспитатель ДОУ
2021-2023
8
Весь период
Старший
воспитатель
Весь период
Заведующий
старший
воспитатель
Организация методического сопровождения на основе
ИППР педагогов, разработанных на основе их
профессиональных потребностей.
Создание благоприятного психологического климата в
педагогическом коллективе
Стимулирование успешной профессиональной
деятельности в проектах ДОУ, муниципалитета
Весь период
Старший
воспитатель
Весь период
Разработка положений, проведение конкурсов
2021-2023
Администрация
ДОУ
Заведующий
Старший
воспитатель
Заведующий
Старший
воспитатель
9
Весь период
Раздел 4
Мониторинг выполнения программы
Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических
работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей
работников образования и самооценки педагогической деятельности.
Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога,
заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями,
готовности к саморазвитию, результатов участия в семинарах, практических занятиях,
степени участия в повышении квалификации.
Данные критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников.
При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности
педагогов выделено 3 критерия:
1. Соответствие содержания образовательного процесса
целям дошкольного
образования.
2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической
деятельности.
3. Результативность образовательного процесса.
Индикатор
Наименование
методики
Объект
Периодичность
Ответственный
Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного
образования
Освоение
инновационных
образовательных
технологий.
Наблюдение за педагоги
педагогической
деятельностью
1 раз в год
(май)
старший
воспитатель
Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической
деятельности
Участие в
творческой группе
по проблемам
дошкольного
образования.
Форма
фиксации:
карта
наблюдений
педагоги
в течение
учебного года
старший
воспитатель
Осуществление
самообразования
Анкетирование,
тестирование,
самооценка,
беседа
педагоги
в течение
учебного года
старший
воспитатель
Рост числа
педагогов с первой и
высшей
квалификационными
Форма
педагоги
фиксации: карта
наблюдений
в течение
учебного года
старший
воспитатель
10
Результативность образовательного процесса
Качественная
ВСОКО
реализация ООП ДО
дети
2 раза в год
заведующий,
старший
воспитатель
Обобщение и
презентация
педагогического
опыта
Форма
фиксации
(карта
наблюдений)
педагоги
в течение
учебного года
старший
воспитатель
Удовлетворение
образовательных
потребностей детей,
родителей
(законных
представителей)
Анкетирование
беседа
педагоги
1 раз в год
(май)
старший
воспитатель
На основе полученных данных каждый педагог составляет индивидуальный план
корректирующих действий и мероприятий.
11